Понятие религии

Самым распространенным является следующее определение религии:

Религия – совокупность взглядов, основанная на вере в сверхъестественное.

Но на самом деле для того, чтобы понять, что такое религия, этой формулировки будет недостаточно. Поэтому лучше обратиться к ключевым признакам религии как социального института.

  1. Наличие группы верующих. Это отличает религию от индивидуальной веры.
  2. Наличие учения, разделяемого этой группой.
  3. Наличие священных предметов (например, крест в христианстве).
  4. Наличие ритуалов – правил, регламентирующих обращение со священными предметами и отношения внутри группы.

Эти четыре признака дают достаточные основания для того, чтобы говорить, что мы имеем дело с религией. Важно отметить, что среди этих признаков нет веры в Бога: это связано с тем, что религии могут быть теистическими и нетеистическими (но не атеистическими, потому что атеизм – это отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил). Теистические религии отличаются от нетеистических тем, что подразумевают наличие Бога как отдельной фигуры. Они делятся на монотеистические (единобожие) и политеистические (многобожие, или язычество) религии.

Христианство, ислам, иудаизм – теистические религии, а буддизм, джайнизм – нетеистические.

Отметим также две распространенные формы религиозных организаций.

Церковь – религиозная организация, чаще всего формальная, имеющая тесные связи с обществом и действующая внутри него, а также предполагающая разделение на мирян и священнослужителей (духовенство, клир).

Секта – религиозная организация, отвергающая нормы и ценности данного общества, часто с ярким авторитарным лидером и без формальной организации.

Иногда в качестве промежуточного звена между церковью и сектой выделяют деноминацию. Деноминации не отрицают нормы основной культуры и не так замкнуты, как секты, но и не претендуют на поддержку со стороны всего общества, как церкви.

Одна и та же религия может существовать в различных формах в разных странах.

Лютеранство является церковью в Германии, но одной из деноминаций в США.

Как правило, организационная форма является для религии не такой важной характеристикой, как ее учение, то есть содержание – основные положение и предписания.

Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

отражение реальности в художественных образах и символах

эстетическое отражение действительности

теологическое объяснение событий

идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей

выражение субъективного отношения к миру

теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

Ранние и современные религии

Выделяют три ранние формы религии, существовавшие в первобытном обществе:

Тотемизм – поклонение племени какому-либо животному или растению как своему далекому предку и покровителю.

Фетишизм – поклонение предметам, которым приписывается сверхъестественная сила.

Анимизм – вера в одушествленность всей природы.

Иногда фетишизм не выделяют в отдельную форму религии, а наравне с магией рассматривают как элементы отношения человека к миру. Фетишизм и магия существуют до сих пор не только в примитивных племенах, но и в наиболее развитых странах в форме увлечений мистикой.

В современном мире можно выделить три типа религий.

  1. Примитивные родоплеменные (верования сохранившихся традиционных племен в Африке, например)
  2. Национальные (иудаизм, синтоизм, конфуцианство, индуизм и т.д.)
  3. Мировые (христианство, мусульманство, буддизм)

В основе этой классификации лежит не только широта распространения религии, но и, в том числе, различия в характере религиозного учения. В особенности стоит обратить внимание на отличительные черты мировых религий:

  • Огромное число последователей во всем мире, прозелитизм – стремление к расширению числа сторонников, миссионерская деятельность
  • Космополитизм – отрицание этнических различий, объединение людей разных наций, преодоление границ национальных государств
  • Эгалитарность – проповедь равенства всех людей
  • Пророческий характер – отрицание магии как способа непосредственно связаться с Богом; такая связь возможна только через пророка
  • Дуализм – признание двойственности мира, добра и зла как противостоящих друг другу сил, как следствие – наличие моральных заповедей

Православие является одной из форм христианства, выделившейся в 1054 году, когда церковь раскололась на Западную (католическую) и Восточную (православие). Еще одной формой христианства является протестантизм. Он возник в 16 веке в эпоху Реформации, и сейчас включает в себя много независимых течений – лютеранство, кальвинизм, баптизм, квакерство, адвентистов седьмого дня и пр.

    К национальным религиям, распространенным в отдельных странах, среди представителей определенных этносов, относятся

    синтоизм

    православие

    католицизм

    протестантизм

    иудаизм

    ислам

    буддизм

    индуизм

    Функции религии

    Является ли религия неотъемлемой частью общества? Есть те, кто с этим согласен, например классик социологии Эмиль Дюркгейм. Он считал, что религия – это универсальное явление и что формы религиозной жизни можно обнаружить в любом обществе, даже на самых ранних стадиях его развития.

    Однако есть те, кто считает иначе, например Карл Маркс. По его мнению, религия является преходящим явлением в человеческом обществе и связана с отношениями господства и подчинения. В рамках этого подхода предполагается, что в истории был этап, когда религия еще не появилась. Впрочем, сейчас ученые чаще придерживаются первой точки зрения (что религия была всегда), так как в ее пользу свидетельствуют исторические находки.

    В любом обществе, в том числе в современном, религия играет большую роль, обусловленную ее функциями.

    1) Культуротранслирующая: обеспечивает наследование культурных ценностей общества из поколения в поколение.

    В средневековой Европе монахи переписывали книги и хранили различные материальные объекты культуры (древние иконы, например), а также обучали детей грамоте.

    2) Мировоззренческая: формирует целостную картину мира и отвечает на важнейшие философские вопросы - как возник наш мир, есть ли жизнь после смерти, в чем смысл жизни и т.д.

    3) Интегрирующе-дезинтегрирующая: с одной стороны, религия объединяет людей в сообщества верующих, иногда служит основой национальной идентичности, а с другой – формирование религиозных движений приводит к сегментации общества, нередко – к конфликтам между представителями различных религий.

    Для евреев иудейская вера всегда была основой групповой идентичности, тем, что объединяет евреев, живущих в самых разных странах и разных эпохах. В этом проявляется интегрирующая функция. Дезинтегрирующая функция того же иудаизма проявляет себя в конфликте между Израилем и Палестиной, где религиозная принадлежность закладывает основу противостояния между сторонами (в Израиле – иудеи, в Палестине – мусульмане).

    4) Регулятивная (функция социального контроля): религия устанавливает социальные нормы, обязательные для ее приверженцев.

    5) Компенсаторная (терапевтическая): помогает человеку справиться с проблемами, компенсирует за счет идеи высших сил бессилие человека перед природой и судьбой.

    Многим религия помогает восстановиться после гибели близкого человека.

    6) Политическая (легитимирующая): обоснование и освящение феномена власти (теряет свое значение в современном обществе).

    В 1547 г. Иван Грозный первым из правителей России венчался на царство. Венчание на царство – это религиозный обряд, как бы устанавливающий связь монарха с богом, то есть придающий власти этого правителя религиозное обоснование.

    В современной России есть некоторое число неоязыческих объединений. Для неоязычников важным является их принадлежность к этой религиозной группе, причем ключевым элементом здесь является не религиозная вера в Перуна и прочих древних богов, а именно культурная общность и создание новых культурных ценностей, воссоздание "древней истории". Как правило, в сообществе неоязычников есть строгие правила по отношению к природе, здоровому образу жизни, семье. Какие функции религии проиллюстрированы данным примером?

    культуротранслирующая

    интегрирующе-дезинтегрирующая

    регулятивная

    компенсаторная

    политическая

    Современные тенденции в развитии религии

    Можно выделить три такие тенденции – это секуляризация, модернизация и экуменизм.

    Секуляризацией называется процесс в современных обществах, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние перед лицом науки и других современных форм знания.

    Этот процесс имеет три предпосылки.

    1. Развитие науки как наиболее признанной формы познания мира.
    2. Развитие светского государства, где церковь отделена от государства и имеет гораздо меньше политического влияния.
    3. Развитие других институтов, которые берут на себя функции, ранее выполнявшиеся религией.

    Система публичного школьного образования вместо церковно-приходских школ, театр и кино вместо пропововеди, психотерапевт вместо исповеди.

    Процессы секуляризации стали особенно заметны в 20 веке, однако сейчас можно говорить о том, что религия снова начинает играть важную роль в обществе. Это проявляется в появлении новых форм религии, таких как неоязычество, а также в фундаментализме (идея о том, что нужно вернуться к религиозным истокам) и клерикализме (церковь должна влиять на политику).

    Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения.

    Церковь адаптируется к изменениям в обществе. В современном католицизме это ярко выражает личность нынешнего Папы Римского – Францискa. Он известен своей прогрессивной позицией по многим острым социальным вопросам, что делает его весьма популярной и влиятельной фигурой.

    Изменения связаны и с технологическим развитием, ведь религиозные организации активно пользуются возможностями, которые предоставляют современные средства коммуникации. Важнейшие религиозные службы теперь всегда всегда транслируются в прямом эфире по телевидению, а запрещенные террористические организации используют Интернет в качестве главного инструмента религиозной пропаганды.

    Экуменизм – стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию.

    Это своего рода реакция на секуляризацию – чтобы выжить, религиям пришлось объединиться. Речь не идет о полном объединении церквей, хотя такие идеи тоже популярны, а о большей толерантности по отношению к представителям различных религиозных сообществ.

    В условиях глобализации и усиления миграции между разными частями света становится очень важно, чтобы люди могли мирно жить вместе, несмотря на религиозные различия.

    Во многих европейских школах сейчас вводят обязательное изучение религий и светской этики, на которых дети обсуждают их прошлое и настоящее, в том числе собственные религиозные или нерелигиозные представления. Так они получают возможность лучше узнать, как думают и чувствуют представители разных конфессий. Лучше всего такая форма религиозного образования развита в Швеции и Британии.

    Примеры тем для эссе:

    "Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе" (Т. Харди)

    "Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко живут по её предписаниям" (Г. Лихтенберг)

    "Кто не знает горя, не знает и религии" ( В.В. Розанов)

    "Религия – это не что иное, как любовь к Богу и человеку" (У. Пенн)

    "Религия одна, но в сотне обличий" ( Д.Б. Шоу)


    При написании статьи было использовано пособие Сорвин К. В., Сусоколов А. А.Человек в обществе: система социологических понятий в кратком изложении. – 2011.

    • Понравилось?
    • 1